1 мая 2024 года, 07:01

Стать символом славы и гордости

Завтра, 12 июня, наша страна в 15-й раз торжественно отпразднует День России. Правда, первоначально праздник назывался Днем независимости, что в определенных кругах противоречивого общества порождало иронические смешки - дескать, независимость от кого, не от народа ли? Чтобы пресечь кривотолки, первый президент РФ Борис Ельцин предложил в 1998 году отмечать день рождения Отечества как День России.Так уж совпало, что на нынешний праздник пришлась и славная космическая страничка с памятными датами «звездных братьев». В эти дни состоялась премьера фильма, посвященного первому в мире покорителю Вселенной Юрию Гагарину. В предстоящее воскресенье, 16 июня, исполнится ровно полвека, когда на корабле «Восток-6» стартовала к звездам первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, а сама легендарная «Чайка» отмечает на этой неделе свое 80-летие. И хотя выдающиеся космические события помечены неофициальным грифом «Сделано в СССР», они не замыкаются только на советской эпохе, ими по праву гордится и современная Россия.Полвека назад состоялась и моя, тоже первая, хотя и заочная, так сказать, встреча с Космосом. Случилось это на студенческой целине-63 в Казахстане. Сидевший с нами у ночного костра местный аксакал с трудом подбирал русские слова, но когда звездное небо озарилось вдруг далекой вспышкой яркого света, старик-казах без всякого акцента заговорил на «интернациональном языке»: космос, ракета... Признаться, мы не очень ему поверили, будто фантастическое ночное сияние породил далекий Байконур - за сотни километров от нас. Но ранним утром в эфире зазвучали позывные «Чайки» - впервые на планете к звездам стартовала женщина. А следом, на «свидание» с легендарной «Чайкой», пусть и заочное, полетел Валерий Быковский.Так уж случилось, что через три года после их приземления (когда я оказался в тех же целинных краях, но уже с редакционным удостоверением) в Северный Казахстан прибыл космонавт № 5 (тогда мы еще помнили их по номерам) - на торжественное открытие обелиска в степи в честь памятного приземления на целине. Автору этих строк посчастливилось тогда взять короткое интервью у именитого гостя в пшеничном поле, где встретились капитаны степного и космического кораблей. Журналистская удача (кроме нас - ни одного репортера, а уж сам обелиск и ликующую толпу мы отсняли позже) подарила нам редкий фотокадр: комбайнер уступает штурвал космонавту. Так что в большом целинном снопе-66 есть и колоски, скошенные покорителем Вселенной.Кстати, возможность встречи была и во время приземления Терешковой и Быковского. Мои коллеги оказались первыми корреспондентами «в нужном месте в нужный час». Но бдительная цензура тех лет запретила публикацию - и на память о встрече у журналистов остались лишь автографы космонавтов. Грозное «вето» угрожало и моей беседе с космонавтом-5. Но я «ослушался» и рискнул обратиться за разрешением на публикацию напрямую в Москву. Главлит дал добро.Опыт подобного «пробивания» пригодился мне потом и на Кисловодском курорте, когда в региональной печати по необъяснимым причинам ограничивалось, а то и вообще запрещалось упоминание, скажем, о местной организации ветеранов Байконура. С великим трудом приходилось добиваться через Москву и разрешения на сообщения в «Кавказской здравнице» о том, что тогдашние «долгожители Космоса» Леонид Попов и Валерий Рюмин впервые вышли на связь с Космосом прямо из Кисловодска.Журналистский блокнот воскрешает многие незабываемые встречи с космонавтами. Но вот юбилей легендарной «Чайки» невольно напомнил о личном творческом «проколе»: в череде множества космических встреч мне так и не довелось встретиться ни с одной из представительниц прекрасного пола, покоривших Вселенную. Упущенные рандеву приходилось компенсировать вопросами, которые были уготованы, например, отдыхавшему в Кисловодске Анатолию Березовому:- Вы один из первых мужчин, кому довелось встречаться в Космосе с женщиной. Ваши впечатления о свидании на орбите?- После встречи международного экипажа мы с особым волнением ожидали следующую экспедицию, в составе которой была Светлана Савицкая. Мужчины были предельно галантны, в день встречи приготовили торжественный «космический ужин», а потом подарили гостье .. .фартук с намеком. Так что в Космосе, помимо выполнения сложных штатных обязанностей, на кухне - как и на земле - хозяйничала женщина. Ну а мужчины выходили к завтраку выбритыми, подтянутыми.Нынешние полеты далеки от былых помпезных торжеств. Интригуя читателей, журналисты стремятся теперь откопать побольше всяких ЧП или хотя бы казусных случаев. Только теперь спустя много лет мы узнаем из рассекреченных документов о том, что и Гагарин, и Терешкова могли не вернуться на Землю. Космонавты знали об этих ЧП, но продолжали и продолжают вершить свой подвиг во славу Отчизны, а при всех воспоминаниях на повторяющийся репортерский вопрос «Что вам больше всего запомнилось в полете?» они неизменно отвечали: «Родина!»- Наша Родина! - всякий раз повторяли «звездные братья», рассказывая о природной красоте и о том, что создано на Земле человеком.Несовместимы в сравнении звездная бездна и голубая точка нашей планеты. Но и для космонавтов, привыкших к фантастическим расстояниям, просторы Отчизны необъятны. Перед сном, когда руки, непослушные в невесомости, взмывают куда-то за голову, память воскрешает родные места...... Красную площадь (сюда перед каждым полетом приходят по традиции «звездные братья»)......выровненные копытами коней казахстанские степи (отсюда стартуют к звездам космические корабли)..и, может быть, солнечный наш курорт, который устойчиво вписался в орбиту «Байконур - Космос - Звездный - Кисловодск», где после напряженной космической вахты разведчики Вселенной укрепляют здоровье.Кисловодская орбита космонавтов - это еще и продолжение замечательной традиции, которая начиналась пребыванием на курорте Лермонтова, Шаляпина, Ярошенко... - людей, составляющих гордость Отечества. Жаль только, что сам Кисловодск утрачивает былую славу прославленного некогда курорта. А ведь при умном руководстве целебный край Кавминвод - это тоже гордость России. Отрадно, что в последнее время возрождает себя старейшина региона Пятигорск, который совсем недавно принимал у себя всероссийский творческий смотр «Играй, гармонь! Звени, частушка!», а в эти праздничные дни город у подножия Машука стал южной театральной столицей, где проводится фестиваль «Театры России - Кавказу». В летний сезон по воскресеньям на трех исторических площадках планируются музыкальные вечера. Значимые культурные проекты входят в местную жизнь и становятся своеобразным эксклюзивным брендом федерального курорта.На Ставрополье в честь Дня России стартовал автопробег «В дружбе - наша сила». В краевом центре открылся парк для любителей экстрима, а в Невинномысске к празднику вновь гостеприимно распахнул двери реконструированный Дворец спорта. На чемпионате Европы золотую медаль завоевал пятигорский боксер Давид Айрапетян. Словно приуроченные к 12 июня, эти блистательные победы, фестивали и другие праздничные события как бы возвращают приличествующее нам величие, вызывая гордость за Россию, Ставрополье, Кавминводы... Но куда важнее, чтобы красная календарная дата вызывала гордость не только за спортивные рекорды и творческие фестивали, но и за достойную жизнь соотечественников. Сам по себе, без нас День России не станет, как должно, добрым символом чести и совести. Но при активном участии гражданского общества праздник свободы и согласия всех людей на принципах закона и справедливости вполне способен конвертироваться в символ так нужного нам национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее Отчизны.