Log in

28 марта 2024 года, 14:25

Маргарита СОКОЛОВА

Нарзан, твои воды замутились!

В первый день последнего летнего месяца – в то время, когда федеральные чиновники в массовом порядке привыкли нежиться под ласковым южным солнцем на берегу лазурного моря, в Министерстве здравоохранения Российской Федерации состоялось необычное совещание. На встречу с замруководителя Минздрава Татьяной Яковлевой и первым замминистра Минкавказа Одесом Байсултановым были приглашены представители Роспатента, Росприроднадзора и Роснедра. Перед участниками совещания была поставлена непростая задача: как провести госрегистрацию наименования места происхождения товара (НМПТ) – «Минеральная вода «Нарзан», и кому предоставить исключительное право на такое наименование?

Как федеральный Минздрав курортную стратегию разрабатывал

Для того, чтобы обеспечить выполнение поручений Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 26 августа 2016 года в Белокурихе, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец дала указания Минздраву совместно с целым рядом федеральных министерств и органами исполнительной власти субъектов Федерации не позднее 15 марта 2017 года разработать и утвердить Стратегию развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Предполагалось, что примерно за полгода федеральные чиновники смогут наконец-то прийти к общему знаменателю в понимании таких серьезных вещей, как: что собой представляют отечественные курорты, насколько они важны и нужны для России, в каком направлении им предстоит развиваться в ближайшие десятилетия, какие правила игры для них нужно установить и в чем должна заключаться роль государства по стимулированию развития санаторно-курортного комплекса.

Курорт менял кураторов, как перчатки

За последние полстолетия российские курорты неоднократно становились своеобразным полигоном для апробирования странных реформ. До 1960 года вся санаторно-курортная сеть страны находилась в ведении Мин-

здрава СССР. Постановлением Совета министров СССР от 10 марта 1960 года все санатории и дома отдыха, кроме детских и противотуберкулезных санаториев, были выведены из системы здравоохранения и переданы профсоюзам.

Начиная с 1994 года за реализацию государственной политики в области курортного дела стал отвечать госкомитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

В современных условиях система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, в силу чего потребности населения России в санаторно-курортном лечении и оздоровлении удовлетворяются лишь в той мере, в какой эта деятельность отвечает собственным интересам владельцев санаториев. И хотя формально за координацию деятельности санаторно-курортного комплекса страны отвечает федеральный Минздрав, по факту это практически никак не отражается на состоянии дел в этой отрасли здравоохранения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» к полномочиям Министерства отнесено 208 направлений деятельности. Слово «курорт» встречается в позициях под №№ 194, 195, 196, что характеризует отношение Министерства к данной проблеме.

Не сработала Концепция – давайте разработаем Стратегию!

В 2002 – 2003 годах была предпринята попытка выработки системного подхода к решению накопившихся проблем санаторно-курортной отрасли. Тогда в недрах Минздрава разработали Концепцию государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. И даже более того, решением коллегии Министерства здравоохранения России от 24 июня 2003 года указанная Концепция была одобрена. Однако никаких серьезных шагов за этим не последовало и сколь-нибудь заметным образом на положении дел в санаторно-курортном комплексе это не отразилось.

А ведь тогда главной целью государственной политики провозглашалось создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

Для достижения поставленной цели предстояло модернизировать инфраструктуру курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечить экономическую стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса. Такие меры позволили бы сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России и повысить уровень оказания санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса.

В качестве механизма осуществления Концепции предусматривалась разработка плана мероприятий по ее реализации на период до 2010 года, объединение усилий министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением, санаторно-курортных организаций по развитию курортного комплекса и совершенствованию санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации.

Тем не менее, как было отмечено выше, все эти красивые слова так и остались благими намерениями.

Вместо Стратегии – межведомственная рабочая группа

Но теперь-то ситуация сложилась таким образом, что откладывать на потом решение курортных проблем стало невозможным. Вместе с тем, четкость понимания сути проблемы и направления движения по-прежнему отсутствуют, что подтверждается неуклюжими действиями чиновников, поручившим задание разработать Стратегию развития российских курортов.

То, что они назвали проектом Стратегии развития санаторно-курортного комплекса России, было обнародовано на заседании экспертного совета Общества содействия развитию медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения 9 декабря 2016 года. Это был плод совместного творчества малоизвестного «Общества содействия» и Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии, входящего в структуру Минздрава РФ.

Разработчики Стратегии решили переложить решение задачи развития отечественной оздоровительной индустрии на межведомственную рабочую группу, которую они предложили создать при Минздраве. В рабочую группу должны войти также представители Минэкономразвития, Минфина, Минюста, ФСС, ФНС, других ведомств и организаций, имеющих свои санатории, а также представители курортных регионов. Группа должна заняться разработкой Концепции развития курортного дела и предложить план ее реализации. Как видим, в очередной раз круг замкнулся.

При обсуждении проекта Стратегии звучали разные суждения и предложения. В частности, президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов предложил создать специальную структуру – госкорпорацию

«Роскурорт», основной задачей которой было бы содействие субсидированию или кредитованию курортных инвестпроектов, сопровождение их, обеспечение развития перспективных лечебно-оздоровительных местностей.

Медицинский директор «РЖД-Здоровье» Гаджи Абдурахманов обозначил в качестве первоочередной задачи разработку современной правовой и методической базы для нормального функционирования санаториев. Попросту говоря, он попросил разработать типовое положение о санатории, чтобы работа санаторных учреждений носила более системный характер.

Целый блок вопросов в проекте Стратегии касался разработки оптимальной системы финансирования санаторно-курортного комплекса, входящего в государственную систему здравоохранения и системы финансовых льгот, в частности, отмену курортного сбора для пациентов, отдыхающих по льготным путевкам. Примечательно, что законопроект «О курортном сборе» еще даже не внесен в Государственную думу, еще неизвестно, когда и в каком виде он будет принят, но уже обсуждаются предложения о внесении в него изменений и о сокращении количества лиц, обязанных уплачивать данный сбор. Если учесть также, что существует масса нерешенных вопросов по законопроекту, в частности, как взимать сбор (ежедневно, как предлагает Минкавказ, или разово, на чем настаивает Республика Крым, в противном случае угрожая выйти из эксперимента); кто будет администрировать данный сбор (налоговики или некая коммерческая структура); как будет осуществляться контроль за целевым использованием собранных средств, и т.д., то становится очевидным наличие серьезных разногласий в стане разработчиков курортной Стратегии.

Довольно бурную дискуссию вызвало предложение о введении льготного налогообложения для санаторно-курортных учреждений. В частности, эту идею отстаивал гендиректор уже упоминавшегося выше «Общества содействия» Денис Вассерман, утверждавшего, что руководимая им общественная организация проверила около 400-т санаториев и пришла к неутешительному выводу: практически все санатории балансируют на грани выживания. Поэтому господин Вассерман предложил все санатории освободить от уплаты налогов и подождать, пока они выйдут на самоокупаемость.

Но такая революционная идея не нашла поддержки у главного специалиста Минздрава по санаторно-курортному лечению и по совместительству директора Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Марины Герасименко, которая предложила оценивать ситуацию более реалистично: «Если медорганизации не освобождаются от налогов, то и большинство санаторных учреждений должны зарабатывать сами».

Сколько лет надо ждать обещанного?

После того, как все предложения были озвучены и жаркие споры поутихли, председатель правления «Общества содействия» Павел Тоц призвал всех в максимально короткие сроки прислать предложения, замечания и поправки и пообещал опубликовать вторую версию проекта Стратегии на официальном сайте Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии.

С тех пор прошло уже около четырех месяцев. Незаметно пролетела контрольная дата 15 марта 2017 года, не позднее которой Мин-

здраву надлежало не только разработать, но и утвердить Стратегию развития санаторно-курортного комплекса России.

Неизвестно, направлял ли кто-либо предложения, замечания и поправки к проекту Стратегии и существует ли вообще ее вторая, доработанная версия. По крайней мере, на указанном активистом «Общества содействия» господином Тоцем сайте ничего похожего на проект Стратегии развития курортов обнаружить не удалось.

Возникает закономерный вопрос: а зачем тогда вообще даются правительственные поручения, назначаются ответственные исполнители, указываются контрольные даты, если, по сложившейся недоброй традиции, все это оказывается неким ритуальным действием, не несущим в себе серьезной смысловой нагрузки? Или такое отношение демонстрируется исключительно в отношении отечественных курортов, вследствие того, что некоторые чиновники высокого ранга не представляют, с чем имеют дело?

В этой связи показательно, как среагировало Правительство РФ и губернатор Ставропольского края на президентские поручения, данные в начале прошлого года по итогам встречи с активистами ОНФ. К 1 июня 2016 года необходимо было подготовить предложения по сохранению и рациональному использованию природного потенциала КМВ. Уже после обозначенной даты, выступая на заседании федеральной рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» в Пятигорске, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева откровенно сказала: «Поручение не может быть снято с контроля, пока мы не увидим изменения реальной ситуации, выработки единого механизма взаимодействия всех заинтересованных сторон по сохранению и развитию наших уникальных курортов».

Вполне возможно, что через некоторое время кто-нибудь из руководящего состава ОНФ заявит о том, что и поручения, данные Владимиром Путиным по итогам заседания президиума Госсовета в Белокурихе, продолжают находиться на бессрочном контроле ввиду их неисполнения в установленное время.

Во всей этой истории не понятно только одно – что же делать самим курортам? Ждать и надеяться на развитие или продолжать тихо деградировать?

Маргарита СОКОЛОВА.

Подписаться на этот канал RSS
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u2264799/data/www/kmvnews.ru/templates/gk_news2/html/com_k2/templates/default/user.php on line 131