Log in

28 марта 2024 года, 12:40

Павел ПЛАТОВ

Странные похождения Кавминводского кластера

Скоро исполнится десять лет с того момента, когда с легкой руки бывшего тогда зампредом Правительства и полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина страна узнала о предстоящих грандиозных преобразованиях на территории курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Эти преобразования, по замыслу их инициатора, должны были носить кодовое название «Медицинский кластер». Хотя, по меткому высказыванию представителей экспертного сообщества, планируемую операцию следовало бы назвать «Троянский конь».

Постойте, депутаты, не штампуйте хлипкие законы

В нашей стране все прекрасно знают, в каких двух случаях нужна спешка. А еще россияне абсолютно уверены в справедливости поговорки: «Поспешишь – людей насмешишь!» Но это касается простых граждан – тех, кто находится ближе к земле, и по этой причине не утратил способности адекватно воспринимать окружающую действительность.

Курорт не выдержит нового мусоросжигательного завода

В наше стремительно меняющееся время, в век компьютерных технологий и цифровой экономики, когда любая информация мгновенно становится доступной любому жителю нашей планеты, удивить кого-либо чем-то необычным становится все труднее. Тем не менее, с этой непростой задачей успешно справляются представители чиновничьей собратии, предлагая довольно оригинальные образцы своих умозаключений.

Будет весело, как в Сан-Ремо

Близится к завершению 2016 год. Буквально через несколько дней он станет историей. По традиции именно в эти дни принято подводить итоги года уходящего, вспоминать, что было хорошего в нем, чего удалось достичь, а над чем еще предстоит поработать в наступающем году.

Сапоги тачал пирожник, минералку лил сапожник

Если быть предельно честными и объективными, то следует абсолютно уверенно заявить, что многие наши беды и проблемы являются результатом непрофессиональных, непродуманных решений. Можно сколь угодно долго говорить о том, что в нашей неустроенности виноват кто-то другой: происки злопыхателей, непредвиденные обстоятельства, злой рок. На самом же деле большинство из этих проблем возникли по причине безграмотных действий конкретных людей, движущихся от неудачи к неудаче, не теряя оптимизма.

Не было бы счастья, да курсбор поможет?

В понедельник 5 декабря на заседании Общественного совета при Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа в очередной раз обсудили проект федерального закона о курортном сборе. Учитывая повышенный интерес к данному законопроекту и неоднозначную его оценку экспертным сообществом, в работе Общественного совета приняло участие практически все руководство Минкавказа во главе с министром Львом Кузнецовым. Полемики на этот раз не получилось. Все выступившие на заседании совета высказались в поддержку нового сбора. После чего присутствующим было сообщено о том, что в настоящее время проект закона о курортном сборе находится в стадии согласования и не позднее середины декабря 2016 года будет внесен в правительство страны. В дальнейшем, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина, правительство должно до 1 марта 2017 года направить законопроект в Госдуму. Как пояснил Лев Кузнецов, сроки принятия закона будут зависеть от оперативности субъектов, в границах которых предполагается проводить эксперимент по взиманию курортного сбора.

Банкиров смущают риски «медкластера»

Не секрет, что в солидных коммерческих структурах целые подразделения неустанно работают над составлением всевозможных аналитических отчетов, обзоров, докладов. На их основе вырабатываются прогнозы и рекомендации, которые, в свою очередь, призваны способствовать принятию обоснованных управленческих решений для достижения намеченных целей. А цели у всех коммерсантов, при всем кажущемся их многообразии, едины. Прежде всего – это гарантированное получение прибыли и минимизация рисков при реализации бизнес-проектов.

Судья услышал восьмой раз душещипательный рассказ

После того, как в июне 2016 года Верховный суд Российской Федерации признал объект, построенный в Пятигорске в полуметре от скважины № 4 «Теплый нарзан» незаконным и обязал застройщика Сергея Арутюняна демонтировать его, а территорию вокруг скважины привести в первоначальное состояние, многие посчитали, что в этой скандальной истории поставлена окончательная точка.

Президентский приказ не исполнил Минкавказ

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 12 мая 2014 года № 321 было образовано Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, призванное обеспечить выработку и реализацию государственной политики в сфере социально-экономического развития Северного Кавказа и координацию деятельности по выполнению на территории СКФО государственных программ.

Дымился мусор под Бештау

Если ехать из города-курорта Кисловодска в сторону другого города-курорта, с недавних пор более известного как административный центр СКФО, то, подъезжая к Пятигорску, взору предстает довольно безрадостная картина. На фоне величавого Бештау, являющегося памятником природы краевого значения, четко выделяется огромная труба мусоросжигательного завода, из которой выходят клубы зловещего дыма. Особенно заметен этот контраст в зимний период, когда начинаешь понимать истинное значение выражения «черным по белому».


А начиналась эта история в далеком 1987 году, когда на окраине Пятигорска решено было построить мусоросжигательный завод. Несмотря на то, что это был период расцвета социализма, уже тогда имелись люди, желающие сэкономить на любом проекте. Как утверждают специалисты, принимавшие непосредственное участие в строительстве завода, по первоначальному проекту предполагалось строительство двух объектов: самого завода, в топках которого должно было происходить сжигание твердых бытовых отходов, и рядом еще одного производственного комплекса, задачей которого было решать проблему очистки образующейся парогазовой смеси, содержащей высокие концентрации органических и неорганических токсичных компонентов, и превращать в безопасные отходы золу, которая являлась концентратом тяжелых металлов: ртути, цинка, свинца, кадмия и др. Но сроки поджимали, денег на все не хватало. В итоге появился завод, в упрощенном виде который можно представить как три больших топки и значительных размеров дымоотводящая труба. Грубой ошибкой оказалось также принятое решение не производить разделение образующихся в результате сжигания ТБО шлака и золы. С тех пор они продолжают существовать как сиамские близнецы, несмотря на то, что это абсолютно разные отходы, относящиеся к разным классам опасности. Следовательно, требования по обращению с ними и к их захоронению очень существенно отличаются. Однако это уже мало кого волновало.

За свою третьвековую историю завод претерпел серьезные изменения. Вначале он именовался мусоросжигательным и находился в краевом подчинении. Вопрос экономической целесообразности тогда не стоял так остро. Из средств бюджета Ставропольского края оплачивались все затраты завода и никто тогда всерьез не задумывался о тарифе и о финансово-экономических показателях.

Ситуация резко изменилась с переходом экономики на рыночные рельсы. На тот момент заводом руководил Владимир Шестопалов, за особенности своего характера и дружбу с «Норильским никелем» получившим прозвище «тугоплавкий». С легкой руки Шестопалова завод стал называться ГУП «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», несмотря на то, что по своей сути он остался все тем же мусоросжигательным. Тогда в голове творчески мыслящего директора завода родилась идея не выбрасывать в атмосферу перегретый пар, а использовать его для генерации электроэнергии. С этой целью на одной из атомных станций была приобретена турбина. Но смелому замыслу Шестопалова не суждено было стать реальностью, так как строительство теплоэлектростанции на небольшой площадке внутреннего дворика мусоросжигательного завода было практически нерешаемой задачей, о чем с самого начала предупреждали технически грамотные граждане.

Это была первая, но не последняя попытка реанимировать морально и физически устаревший мусоросжигательный завод. Довести ее до логического завершения Владимир Шестопалов хотел, победив на выборах главы города Пятигорска. Однако недолгий срок пребывания в кресле мэра не позволил претворить в жизнь столь «грандиозный» замысел. Многие тогда, узнав об этом, облегченно вздохнули. По мнению экспертов, отказ от идеи генерации электроэнергии на ПТЭКе позволил избежать масштабной катастрофы. Но кое-что Шестопалову все же удалось. Он сумел убедить краевое правительство в необходимости передачи ГУП «ПТЭК» в муниципальную собственность. Так завод стал МУПом.

Все дальнейшие преобразования и новаторские идеи, основной целью которых было стремление вдохнуть новую жизнь в угасающий завод, связаны с кипучей энергией Льва Травнева, на протяжении десяти лет являющегося бессменным руководителем города-курорта Пятигорска. От зоркого взгляда градоначальника, закалившего свой характер в лихие девяностые, на просторах пятигорских не могла ускользнуть ни одна мелочь. Само собой разумеется, что ПТЭК сразу же попал в его поле зрения. Первым делом МУП «ПТЭК» был преобразован в ОАО «ПТЭК», 100 % акций которого находились в муниципальной собственности. Обосновывая необходимость очередного преобразования, глава настаивал на том, что это позволит привлечь инвесторов, которые, по его мнению, ждут, не дождутся, когда же акции мусоросжигательного завода будут выставлены на продажу.

Но не все поняли смелый замысел нестандартно мыслящего главы города. Вернее сказать, его никто не понял. По прошествии стольких лет ни один серьезный бизнесмен не приблизился к мусоросжигательному заводу даже на расстояние километровой санитарной зоны. Однако это не помешало Льву Травневу громогласно заявлять о том, что вот-вот придет инвестор, готовый вложить свои миллиарды рублей и превратить ПТЭК из не очень аппетитного объекта в конфетку.

В мае 2012 года официальная делегация Пятигорска под руководством Льва Травнева по приглашению компании «Ниагара Трейдинг», возглавляемой Альбертом Гонтарем, побывала в штате Теннесси, где ознакомилась с инновационной технологией WastAway. Через некоторое время руководство Пятигорска заявило, что нашелся инвестор, испытывающий непреодолимое желание профинансировать внедрение американской технологии на Пятигорском теплоэнергетическом комплексе. В сентябре 2013 года на XII экономическом форуме в Сочи было даже подписано инвестиционное соглашение по тотальной модернизации мусоросжигательного завода. «Осталось самое сложное – убедить некоторых чиновников, что стопроцентная переработка твердых бытовых отходов для курортов это хорошо, а захоронение этих отходов в городах-курортах – плохо», – сказал тогда Травнев. С его слов получалось, что и проект модернизации мусоросжигательного завода уже есть, и инвестор с деньгами нашелся, и собственник стремится к преобразованиям. Есть только маленькая причина, мешающая свершению масштабных преобразований, – какие-то непонятные «некоторые чиновники». Как тут не вспомнить о плохом танцоре, которому мешают плясать особенности строения его организма. А, может быть, все дело не в мифических злопыхателях, а в непривлекательности объекта для инвестиций? Что-то подсказывает мне, что второе объяснение выглядит более логичным и правдоподобным.

Как историю из серии «нарочно не придумаешь» вспоминают сейчас пятигорчане еще одyу идею Льва Травнева, согласно которой на мусоросжигательном заводе предлагалось из ТБО производить десятки тысяч тонн легких фракций дизельного топлива. Это предложение отличалось своей оригинальностью. По замыслу всезнающего мэра, все твердые бытовые отходы, поступающие на завод, должны были подвергнуться предварительной сортировке. Из ТБО предполагалось извлечь бумагу, картон, полимерные материалы, стекло, металлы, резину, ветошь и прочие нужные вторичные материалы. А из того что осталось (а это песок, картофельные очистки и использованная туалетная бумага) наладить промышленное производство дизельного топлива. Принимая во внимание тот факт, что ни один Нобелевский лауреат с подобной задачей еще не справился, остается только низко склонить голову перед фанатичной верой Льва Травнева в реализуемость нереализуемых проектов.

В свое время на просторах Советского Союза было построено около сорока мусоросжигательных заводов. Практически все они в настоящее время «приказали долго жить». Удивительным образом единственный в своем роде мусоросжигательный завод, работающий по устаревшей технологии и не способный обеспечить выполнение экологических требований, действует в центре особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Защитники завода и, прежде всего, действующий глава города Пятигорска, до хрипоты в голосе пытаются убедить всех в экологичности сжигания мусора и под этим предлогом продлить агонию мусоросжигательного завода. Однако правда заключается в том, что труп реанимировать невозможно. Завод свое отжил. Да, действительно, пока шли бессмысленные споры и поиски мифических инвесторов, можно было бы реализовать «план Б», например, строительство современного отходоперерабатывающего комплекса в городе Лермонтове. Но время уже упущено. Мы оказались в своеобразном «мусорном цейтноте». Тем не менее, даже в такой непростой ситуации строить перспективные планы по спасению курортов Кавминвод от мусорного коллапса, связывая свои надежды с возможностью открытия второго дыхания у мусоросжигательного завода, было бы верхом наивности и непростительной ошибкой.

Однако креатив пятигорских чиновников продолжает фонтанировать, поражая своей наивностью не только экспертов по инженерно-технической части, но также и специалистов финансово-экономического блока. Любой из предлагаемых Львом Травневым проектов не позволял надеяться на его окупаемость в течение десяти лет. Учитывая непростые экономические реалии, с которыми мы столкнулись в настоящее время, эти условия являются неприемлемыми для любого здравомыслящего инвестора. К тому же тариф на сжигание ТБО всегда выходил неприлично высоким – от трех тысяч рублей за тонну и выше. Вот и посудите сами, много ли найдется чудаков, готовых платить такие деньги за утилизацию мусора?

А тем временем мусоросжигательный завод окончательно погряз в судебных разбирательствах. Департамент Росприроднадзора по СКФО выиграл судебный иск и направил судебным приставам исполнительный лист на принудительное взыскание 67 млн. рублей в виде платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Как-то это не согласуется с рассуждениями Травнева и его единомышленников о суперэкологичности ПТЭКа. В настоящее время в Арбитражном суде Ставропольского края рассматривается иск Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры к ОАО «ПТЭК». Причем это уже не первый иск, который прокуратура традиционно выигрывает у мусоросжигательного завода. В августе прошлого года

Роспотребнадзор составил в отношении ОАО «ПТЭК» протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6,3 КоАП РФ, так как в ходе проверки, проведенной территориальным управлением Роспотребнадзора, в деятельности ОАО «ПТЭК» были выявлены нарушения требований СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». И это далеко не полный перечень нарушений природоохранного законодательства на мусоросжигательном заводе. По сути дела санитарно-защитная зона на ПТЭКе существует только на бумаге. В километровой зоне вокруг завода, где в повышенной концентрации находятся опасные химические соединения, вопреки закону и здравому смыслу расположены пищевые предприятия (в том числе два завода по розливу минеральной воды), жилые дома, и даже учебный центр одной из силовых структур. И такое неустранимое противоречие ни для кого не является поводом задуматься и осознать всю нелепость сложившейся ситуации.

В последнее время появилась еще одна информация, не позволяющая надеяться на скорое разрешение проблемы со злополучным мусоросжигательным заводом. Руководство Пятигорска известным только ему способом сумело убедить руководителей Кисловодска, Минеральных Вод, Ессентуков и Предгорного района в необходимости принятия совместных действий по спасению ПТЭКа. Но, как подсказывает опыт, одного обещания помогать друг другу для реализации такого масштабного и затратного проекта крайне недостаточно. И в лучшие времена ТБО из Кисловодска не поступали на ПТЭК, так как транспортное плечо делало этот процесс экономически невыгодным. Не намного лучше дело обстоит и с Минеральными Водами. Вероятнее всего, уважаемые руководители этих муниципальных образований дали свое предварительное согласие на участие в фантастическом проекте по реанимации ПТЭКа с одной только целью – чтобы от них отстали и больше не приставали с глупыми предложениями. Так это или нет – покажет время. Но вероятность того, что очередной прожект Травнева сможет быть реализованным, составляет столько же процентов, как и вероятность реализации предыдущих – ноль процентов.

В таком случае вырисовывается альтернатива – или перестать заниматься фантазиями и вернуться к реализации проекта технопарка «Отходоперерабатывающий комплекс» в городе Лермонтове, или с удовольствием (или без такового) наблюдать за клубами ядовитого дыма на фоне красавца Бештау.

Павел ПЛАТОВ.

Подписаться на этот канал RSS
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u2264799/data/www/kmvnews.ru/templates/gk_news2/html/com_k2/templates/default/user.php on line 131